Апр 222012
 

Фомино воскресениеВоскресение, которое наступает сразу после Светлого Христова Воскресения, Русская Православная церковь называет Фоминым.

Чин праздничного богослужения связан с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам. Вечер Светлого Воскресения (Первый День) и следующее воскресенье (День Восьмой), когда Спаситель явился уже одиннадцати апостолам, в числе которых был и Фома. Этот апостол прежде утверждал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25).

Вот как описаны эти события в Евангелии от Иоанна, глава 20:

1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.

6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,

7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,

12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни'! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

19В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Праздник Фомино воскресенье причислен Церковью к великим двунадесятым, хотя формально и не входит в их число.

К слову сказать, печать «неформальности» сопутствует Фоме во всем.

Например, знаменитое Евангелие от Фомы, иначе, Пятое Евангелие. Оно начинается так: «Это есть тайные слова, которые говорил Иисус Живой. Обретающий толкование их не вкушает смерти». По силе исповедания истины Пятое Евангелие не уступает каноническим. К нему обращались и продолжают обращаться все православные богословы. Хотя в нем меньше чувствуется системность, нежели в четырех канонических. Текст более напоминает некую отражающую поверхность, зеркало, на котором тождественно запечатлены слова Иисуса. Постоянный рефрен Евангелия от Фомы – “Иисус сказал...” То есть, Пятое евангелие представляет собой просто записанные Фомой точно речения Христа и ничего больше.

И вот именно из этих речений наиболее ярко видно, сколь глубоко уходит христианство корнями в северный ведизм. По сути, Русская Северная Традиция – это традиция пророчеств о Пришествии в мир Сына Божия, можно сказать, христианство до Христа, точнее, до Его воплощения на земле. Все в Традиции Севера стоит Христом, Богом Слово, которое «было в Начале» и «через Него вся быша» (Ин 1:1-3). Сына Божия на Руси именовали Спас-Даждьбог: Его же даждь Бог. И народы, поклонявшиеся Слову еще до Его воплощения, те, которые не видели, но уверовали, зовутся славяне. И все они единого Русова корня.

О происхождении племен Русова корня, о начале Русской Северной Традиции, вспоминают именно в день Фомина воскресения, который в дохристианские времена носил название Красная Горка. Русская Православная церковь бережно хранит связь с этим древнейшим ведическим праздником. Интересно, что именно с Красной Горки разрешается Церковью играть свадьбы (во время Великого Поста и Светлой Седьмицы свадьбы не благословляются). Причем здесь свадьбы? А это есть осевой смысл праздника Красная Горка.

Прославился Фома апостол еще тем, что проповедуя Истину, обошел почти весь мир. Фома совершал апостольское служение в Индии, на плоскогорьях Тибета, в Месопотамии, Парфии, в Китае. То есть в землях восточного ведизма. Проповедь Фомы с легкостью принимали почти везде в этих землях. Например, последователи индуизма, потому что ядро индуизма составляет брахманизм, который от барминов. То есть по происхождению представляет собой северный ведизм. Бармины передали ведение браминам Индии в 7-м тысячелетии до Р.Х. во время похода на Индостан князя Яруны – прямого потомка Яра.

Проповедь Фомы принимали также последователи буддизма. Учителя буддизма, свидетельствует их западный ученик, известный эзотерик Бэрд Сполдинг, считают: «Будда символизирует Путь к Просветлению, но... Христос – это Само Просветление. Это значит, что просветленное состояние сознания, к которому все мы так стремимся, есть свет Христов, заключенный в каждом человеке». [1]
Но были, разумеется, и те, кто не принимали благовествования Фомы, которые не способны оказались вместить глубину, ядро – то есть ведическую суть – христианства.

Фома принял мученическую кончину за веру. В индийском городе Мелипура по приказу его тогдашнего правителя Фома заключен был в темницу. Там претерпел пытки. И вскоре, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. С той поры апостола стали звать не только Близнец, но и еще Пять Копий.

Знакомый с РСТ увидит в этом не просто совпадение, но знак Судьбы  (Суда Божия). Согласно учению Звездосчет, созвездию Близнецов (боги-близнецы Купала и Кострома) соответствует число 5. Оно же есть и число Церкви.

Но вернемся к празднику и постараемся ответить на вопрос, в чем же суть деяния Фомы, что именем его назван Восьмой День по Воскресении Христовом. Ведь Христос явился ко всем апостолам, а день тот знаменательный, воскресение, носит имя одного только Фомы. Почему?

Главное служение Апостола – исполнить Волю Христову, а именно утверждать повсюду Церковь Духа. Только в ней, то есть в Духе и Истине, возможно воскресение из мертвых всех верующих, последовавших по стопам Первенца. Согласно православному богословию, это суть таинства Восьмого Дня.

На праздник во время церковной службы поется:

Тропарь, глас 7 (как разрушил еси Крестом Твоим смерть): «Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение: Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости».

Церковь Духа есть такая, где Дух никогда не ветшает, не выдыхается, но обновляясь, вечно продолжает быть Правью. Только особое служение позволяет ТАК хранить и славить Правь – Вечный Завет Отца Небесного. Одним из главных моментов сего служения есть, говоря современным языком, осознанное неверие. Единственное из искусств, позволяющее хранить Небесную Истину в чистоте и при этом доступной для всех живущих на земле. И Фома весьма преуспел в мудром неверии.

Чем отличается мудрое неверие от просто неверия? А вот этим именно и отличается, мудростью, ведением. Мудрец, философ, в отличие от иных даже и знающих разные науки людей, допускает возможность иллюзии, обманчивости своего восприятия. Не верь глазам своим [i], - такое высказывание могло родиться только в сознании философа. Не верь ушам своим, не верь своему обонянию… Каждое из 5 чувств может дать искаженное представление действительности. Но не все вместе. Если хотя бы от 3 чувств поступает непротиворечивый сигнал, воспринимаемому можно верить. То есть мудрый не спешит поверить какому-то одному источнику просто так на авось, нет, он проверяет, сопоставляя полученную информацию от одного источника с подобною от другого. И только потом выносит решение: да, можно верить или нет, верить нельзя. Разумный тем и разумен, что понимает, обмануться можно, еще, как можно. А вот такого понимающего и постоянно бодрствующего, находящегося на страже своего сердца,  врядли сможет попутать бес, во всяком случае придется весьма постараться…

Итак, Фома хорошо усвоил слова своего Учителя о том, что в последние времена восстанут лжехристы и лжепророки и будут говорить от имени Бога (Мф 24:5). Довериться им для Церкви означает смерть или болезнь, медленно ведущую и лже-пастырей и овец им послушных к духовной пропасти. Вспомним притчу Христа про слепых поводырей.

Вот эту вот умную бдительность и прославляет Православная Церковь на Восьмой День после Праздника всех праздников – Спаски. Разумным неверием дело спасения, конечно же, не ограничивается. Оно есть начало пути каждого, кто решил идти за Христом, кто выбрал воскресение. Но точно, что без духовной защиты, без духовного трезвения, к вопросу о воскресении и подойти невозможно.

Согласно евангелиям, Фома, услышав от других апостолов, что кто-то говорит от имени Бога, провозгласил: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

Если сам не увижу, не услышу и не осязаю, и не сделаюсь таким образом убежден, - да, передо мной Христос, Спас-Даждьбог, Учитель мой и Бог мой, а не какой-то прохиндей, который говорит от имени Бога, преследуя либо своекорыстные цели либо по бескорыстной глупости - не поверю.

И какою же делается великой радость Фомы, когда он уверяется вполне, что перед ним Христос именно, что Смерть реально побеждена, как это и было предсказано в северных легендах о Даждьбоге: сойдет на землю «хлеб Жизни с небес» (Ин 6:32-35) и ПОБЕДИТ СМЕРТЬ.

 


[1] Сполдинг Б.Т., “Жизнь и учение Мастеров Дальнего Востока”, 1924.

[i] Козьма Прутков, знаменитые цитаты: Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим

_______________________________________

© Лада Виольева, 2012.

© Институт богословия РСТ СВА, 2012.  Все права защищены. При копировании и републикации статьи активная ссылка на первоисточник обязательна.

поделиться ссылкой на текст с друзьями в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники

 Leave a Reply

(required)

(required)

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>