Введение во храм Пресвятой Богородицы

Икона: Введение Богоматери во Храм с житийными сценами.
Новгород. XVI век. Государственная Третьяковская Галерея

4 декабря

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ

прсв БОГОРОДИЦЫ

 

4 декабря (28 ноября по старому стилю) празднуем Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Возможно – НАИБОЛЕЕ ТАИНСТВЕННЫЙ праздник из всех Великих Двунадесятых, то есть из двенадцати основных праздников Православного годового цикла.

Введению посвящены прославленные иконы (Введение Новгородское XV века, Введение строгановской школы XVII века и другие). В честь этого события совершаются торжественные службы... А между тем никому доподлинно не известно, что именно послужило реальным поводом к установлению Праздника. Какое конкретно событие произошло в этот день в евангельские времена?

Конечно, основную канву события сохранили апокрифы (не­ка­но­ни­зи­ро­ван­ное Евангелие Иакова и другие), а также церковное Предание.

Благочестивые родители, Иоаким и Анна, посвятили Марию Богу. Дитя достигло трех лет, и молвил Иоаким: Позовите непорочных дев, и пусть они возьмут светильники и зажгут их. И да не обращается назад Дитя и дух Ее да не отделится от Дома Божия.

(На службах в праздник поют: Свещеносицы девы Приснодеву Светлую провожающе.)

И девы со светильниками привели Дитя в храм. И первосвященник принял Ее, и поцеловал, и сказал: “Мария, Господь дал величие имени Твоему во все роды.” И поднял, и поставил Ее на третью ступень алтаря.

(Трилетствующая Юница во Святая Святых вводится.)

И Бог излил на Марию благодать. И Она жила в храме, во Святая Святых, до двенадцати лет. И получала пищу из рук ангелов”.

(Небесным воспитана Дева хлебом.)

Что это был за храм, в котором Дева провела девять лет?

Полагают, будто бы это был иудейский храм Иерусалимский. Будто бы Марию принял Захария, иудейский первосвященник. Маловероятно, – считает Александр Мень, православный священник, – чтобы в действительности это могло быть так. “В этом сказании [о введении во храм и о житии Пресвятой Девы в храме] следует искать не столько исторические факты, сколько духовный смысл, переданный языком легенды”. (Протоиерей Александр Мень, “Пра­во­слав­ное богослужение”, М. “Слово”, 1991.) Мень поясняет: “Дебир, Святая Святых [иудейского] храма, был местом, скрытым от взоров людей. Туда входил, да и то раз в год, только первосвященник.” Недопущение кого бы то ни было в иудейский дебир соблюдалось так тщательно, что он сделался даже притчею во языцах. “Одни рассказывали, что в дебире находится золотое изображение ослиной головы, другие уверяли, что там прячут человека, обреченного на заклание.” (Протоиерей Александр Мень, История Религии в семи томах, М. “Слово”, 1991.)

Кроме того, пишет Мень, по иудейскому обычаю посвящен Богу мог быть лишь младенец мужского пола. (Протоиерей Александр Мень, “Пра­во­слав­ное богослужение”, М. “Слово”, 1991.) Посвящение Богу и храму девочек – это обычай иных Традиций иных народов.

Ни слова о введении Марии в Иерусалимский храм не находим ни в одном из канонизированных Евангелий.

Итак, трудно не согласиться с Александром Менем, Мария не могла быть ведена в дебир иудейского храма. Решившийся на такое, будь он даже первосвященник, был бы “от­ве­ден за город и побит камнями до смерти”, как повелевает иудейский Закон поступать с нарушившими этот Закон.

Но вызывает сомнение дальнейшее рассужденье Меня. Что, будто бы, следовательно вообще не было реального введения во храм. А надо понимать введение во Святая Святых и житие Девы в храме не как исторические факты, а как легенду, метафору. Как тонкое иносказание, символически повествующее о событиях, совершившихся на плане духовном.

Нет, сколь бы глубока ни была метафора, она не может оставить по себе такого сильного впечатления, что в результате утвердится Великий Праздник, приходящийся на конкретную дату. В основе каждого из Великих Двунадесятых лежит Событие, которое реально видели современники. Трудно представить что Введение во Храм – исключение в этом смысле. Другое дело, что это не могло быть введение виудейский храм.

Но тогда – в какой?

Намек ответа есть в Библии. “Из Египта воззвал Я Сына Моего”, – передает слова Господа ветхозаветный муж Оссия. (Ос. 11:1.) Евангелист Матфей приводит его речение как относящееся к Единородному Сыну Божию и Пресвятой Матери. “Да сбудется реченное Господом через пророка...” (Матф. 2:15.)

Возможны разные толкованья древнего текста. Существует предание, забытое теперь, но вызывавшее во времена раннего христианства доверие коптов, гностиков и “дер­жа­щих­ся учения Валаама” (Откр. 2:14). Это предание утверждает: девять лет вкушения небесного хлеба Пречистая провела... В ЕГИПЕТСКОЙ ПИРАМИДЕ.

Подробно в статье ОБЛАЧЕННАЯ В СОЛНЦЕ

 Leave a Reply

(required)

(required)

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>