Святая Троица

Андрей Рублев. Святая Троица. Храмовый образ Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры

Праздник июня День Святой Троицы. Пятидесятница

Лада Виольева

ЦЕРКОВЬ ДУХА

…которые от Воды и Духа.
Иоанн Богослов

 Более двадцати тысяч лет назад предками руссов Арктами  –  жителями полярного континента Арктида  –  сотворено было миру людей спасение   телесное.

А две тысячи лет назад явился миру Спас и для людских  душ.

Его второе пришествие станет началом эпохи Святого Духа.

Кстати сказать, православное богословие именует грядущую эпоху Духа  –  Парусией. И это неслучайно  –  созвучие имен. Рус на исконном наречии означает Дух.  (Достаточно сравнить общеизвестное слово «парус» и диалектный синоним «подух»). И вот как звучала прежде на русской земле пословица, сократившаяся теперь вдвое: хлеб всему голова, Дух – сердце.

Так вот, о событиях, непосредственно предшествующих Второму Пришествию Спаса во Славе и Силах пророчествует языком образов Купальский Сказ.

Древнейшая на земле легенда рассказывает, как однажды на берегу Ра-Реки встретились Купальница и Семаргл. Жених и невеста. Семаргл это бог Огня. Купальница это богиня союза, купы. Богиня ночи, богиня рек, богиня совокуплений. Всего, что соединяет.  (Вспомним однокоренные слова: купол, вкупе; даже английское cup  –  чаша  –  перевернутый купол; однокоренным является и слово  «капище» …)  И ночь соединяет под одним кровом. Реки объединяли Русь как дороги: что делали летом лодки, то зимой  –  сани, скользящие по твердому льду.

От союза Купальницы и Семаргла родились близнецы Купала и Кострома. Они были разлучены во младенчестве. Купалу унесли гуси-лебеди далеко на юг. Кострома осталась на севере. И забыли они об исконном родстве своем.

Но потом они встретились и тоже стали женихом и невестой. Потому что уже не помнили, что они родные по крови. Вот как произошла встреча. Плыл Купала по реке в лодке. И ветер, подувший с берега, нес венок.  (А ветер  –  символ Духа).  И бросил этот венок на воду прямо перед лодкой Купалы. Он выловил из воды венок. И взглянул на берег. И увидал девушку. Она была Кострома. Это с ее головы ветер сорвал венок. Тогда Купала причалил… Брат и сестра стали женихом и невестой.

Если понимать это плотски, брак между братом и сестрой  –  грех. Но древнее предание говорит символами. Брак  –  это лишь иносказание о духовном союзе. Предание разумеет его именно как такой символ. И это очевидно из того, что речь идет не о браке просто, а, именно, о браке  БЛИЗНЕЦОВ. Духовный союз объемлет гораздо более, чем союз по плоти. Ведь души могут соотноситься так, что они друг другу одновременно и братия и супруги. И сродственность, и влечение можно ощущать и помимо плоти. По плоти эти чувства невозможно испытывать к одному и тому же человеку. Но по душе  –  безотносительно всякой плоти  –  вполне возможно. И, более того, они вообще не бывают одно без другого: духовное влечение и духовное родство. Брак близнецов есть иносказание о таких чувствах. Объединяемые такими чувствами составляют Церковь. Собрание людей одной веры. Братья и сестры.  «Где двое или трое соберутся во имя Мое  –  там Я». Вот это скрыто глубоко в мифе о Купале и Костроме: символ ЦЕРКВИ.

Единая наша исконная Русская Церковь  –  изначально была Церковь Духа. По своему общественному устроению  –  соборная,  «купная».

Купель, источник, являет собою символ объединения. Именно вокруг него образуется поселение, завязывается человеческий лад. И реки тоже символ единства, ибо соединяют между собой поселения, как дороги. И этим  –  духи рек и источников подобны есть ангелам церквей, ипостасям Души Соборной  –  Купальницы. Поэтому-то праздник Жениха и Невесты чествовал Церковь Духа  –  всегдашнюю на Руси.

И точно также в Откровении Иоанна Богослова Церковь называется Невестой, а Христос  –  Женихом.

Такое совпадение образов, конечно же, неслучайно. Что русские древнейшие сказания передают прикровенно, о том откровенно сказывает Новый Завет. Ибо ведь всему свое время. Все это  –  исповедание единой веры в Триединого Бога Всевышнего и в Его двенадцать творящих Сил.  Огонь встречается с Купиной и от этого возникает священный брак. Дух нисходит на единую Соборную Душу и от этого рождается Церковь. Все истинное совершается однажды… и вечно. Поэтому историю пронизывают подобия вплоть до мельчайших образов. Река и крещение водой… Лодка, в которой плывет жених… Лодия вообще стала символом христианской церкви.

В Деяниях Апостолов сказано: был 33-й год от рождества Христа. И 3-й час дня, когда Апостолы были  единодушно  вместе. Только что перед этим апостолы восполнили число своего союза и представляли купу  –  единую соборную душу. Поэтому и говорится  единодушно  вместе: душа в душу. И снизошел на них Святой Дух. И Дух имел вид Огня, разделяющегося на языки. И огненный язык опочил на каждом. И стали проповедовать о Триедином Всевышнем. И речь апостолов понимали одновременно все, хотя то были представители самых разных народов. Более всего дивились этому иудеи, потому что проповедующих они знали, и было иудеям известно, что среди Апостолов теперь, когда удавился Иуда, только галилеяне. У галилеян же иной язык, они есть другой народ. И вот, иудеи дивились, как это они понимают проповеди галилеян. А чудо, чтобы язык одного народа понимали другие, сотворил Дух Святой. Во имя становления церкви. И многие стали учениками апостолов из тех, кто их слушал. Одрюсы и самофракийцы  (племена Русова корня), эллины, римляне, ассирийцы… Некоторые из иудеев также восприняли учение, но таковых раввины приказывали побивать камнями  –  так принял смерть святой Стефан.

Все это свершилось под теми именно звездами, под коими на Руси всегда происходил праздник в честь церкви Духа. Сей день считается днем единой апостольской православной церкви. Да, православной. Должны были пройти века прежде зарождения ереси латинян относительно Святого Духа. А до того христиане мира все, купно, исповедовали Триединого Всевышнего точно так, как исповедовали на Руси посвященные во Триглава за тысячелетия до Рождества Христова. Исповедовали до Рождества и ждали этого Рождества. Почему волхвы, числом трое, сразу же принесли дары. Те, о которых Евангелия говорят как о  «волхвах с Востока», были Посвященные руссов. Но это  –  о другом празднике.

__________________________________________

© Лада Виольева,  глава из книги "Купальский Сказ", ИД Альва-Первая, 2007 .

© Институт богословия РСТ СВА, 2012.  Все права защищены. При копировании и републикации статьи активная ссылка на первоисточник обязательна.

 Leave a Reply

(required)

(required)

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>